Правовое просвещение: к празднованию 300-летия прокуратуры Российской Федерации

11.01.2022

Прокурорский надзор за соблюдением законов в местах заключения в России берет свое начало с 18 века. На протяжении столетий с учетом политических и экономических изменений в стране менялся и данный вид надзора, но прокуроры всегда неизменно стояли на страже закона в местах лишения свободы, осуществляли надзор за обеспечением надлежащих условий содержания лиц, отбывающих наказание и содержащихся под стражей.

Приморский край традиционно относился к числу регионов с наибольшей концентрацией исправительных учреждений. История развития уголовно-исполнительной системы Приморья самым непосредственным образом связана с историей развития Дальнего Востока, который значительно позже, чем западные регионы страны, Урал и Сибирь вошел в зону плотного заселения его территорий.

Первые тюрьмы в крае появились лишь в начале ХХ века в г. Никольск-Уссурийский и г. Владивостоке (ныне - следственные изоляторы № 1 и № 2).

После Октябрьской революции 1917 года система исправительных учреждений на Дальнем Востоке получила дальнейшее развитие: спецконтингент, содержавшийся в них, рассматривался как один из важнейших источников рабочей силы на объектах строительства инфраструктуры и освоения природных богатств сначала Дальневосточной республики, а затем Приморского края.

На протяжении всего предвоенного и военного периодов структура лагерей в Приморье, как и во всей стране, неоднократно менялась. С завершением работ на одних объектах лагеря ликвидировались, с началом строительства новых – создавались новые места заключения. Неизменным оставались лишь крайне тяжелые условия жизни и труда для тысяч людей, находящихся в лагерях и лагерных пунктах.

Деятельность прокуроров по надзору за соблюдением законности в местах лишения свободы регламентировалась Положением о прокурорском надзоре в СССР (принято Указом ПВС СССР от 24.05.1955), а в дальнейшем Законом СССР от 30.11.1979 «О прокуратуре СССР», Федеральным законом от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации».

В разные годы в вопросах данного направления надзорной деятельности с учетом изменений в законах и других нормативных актах, регулирующих исполнение наказаний и других мер принудительного характера, выделялись приоритетные направления, которые диктовались самой обстановкой в местах лишения свободы. В прошлом веке, принимая во внимание высокое влияние криминальной субкультуры в учреждениях пенитенциарной системы, прокуроры уделяли особое внимание вопросам привлечения осужденных к общественно полезному труду, как одному из средств их исправления и перевоспитания.

Производственно-хозяйственная деятельность ИТУ подчинялась главной задаче – исправлению осужденных. Прокурорами зачастую приходилось контролировать вывод лиц, содержащихся в ЛТП, на рабочие объекты. Однако, во все времена прокурорами основное внимание уделялось вопросам соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

В 1983 году Генпрокуратурой СССР принято решение о создании в структуре краевых и областных прокуратур – специализированных прокуратур по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых колониях.

На тот период времени в системе Управления исправительно-трудовых учреждений УВД Приморского края действовало 15 учреждений, в числе которых 11 исправительно-трудовых колоний, 2 следственных изолятора и 2 лечебно-трудовых профилактория. Надзор за исполнением законов в исправительных учреждениях осуществляли городские и районные прокуроры по месту нахождения этих учреждений. Надзор за исполнением законов в СИЗО-1 осуществляла прокуратура г. Владивостока, а в СИЗО-2 – прокуратура г. Уссурийска.

Приказом Генерального прокурора СССР от 08.06.1983 № 442-л создана Артемовская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях, со штатной численностью оперативного состава – 7 работников. Прокуратура дислоцировалась в г. Артеме, ей были поднадзорны 11 учреждений системы исполнения уголовных наказаний. В дальнейшем во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.04.1998 № 125ш, приказом прокурора Приморского края от 08.05.1998 № 68 она переименована в Приморскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края.

В настоящее время Приморская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края представляет собой специализированную прокуратуру в составе прокуратуры Приморского края, приравненной по своему статусу к прокуратуре города, осуществляющую надзор за исполнением законов администрациями 16 исправительных, лечебных исправительных и лечебно-профилактического учреждений практически со всеми видами режима.

Штат спецпрокуратуры состоит из прокурора, заместителя прокурора, двух старших помощников и четырех помощников, заведующей канцелярии и водителя.

В разные времена со сложными задачами обеспечения законности и правопорядка в пенитенциарных учреждениях края успешно справлялись прокуроры Артёмовской (Приморской) специализированной прокуратуры: старшие советники юстиции Новичихин А.А. (1983 – 1990), Беспалов В.А. (1990 – 1999), Перезва С.А. (1999 – 2006), Витько Р.В. (2006 – 2007), Москвичёв В.И. (2007 – 2014), Артамонов О.А. (2014 – 2018).

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16.08.2018 № 952-к на должность Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Приморского края назначен старший советник юстиции Муравьёв Максим Александрович.

Поделиться:


Дата последнего обновления: 11.01.2022 08:41

архив новостей

« Апрель »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
  2022 2021 2020  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия